Богоявленский
женский монастырь г. Углич
Богоявленский женский монастырь

Угличский мученик Иоанн-младенец

Ванечка Чеполосов – 8 января 1657 г. — 25 июня 1663 г. (18 января января 1657 — 5 июля 1663 г. по старому стилю)

В 1657 году в семье Чеполововых родился сын, дали ему имя Иоанн. Мальчик рос здоровый, смышленый, и в пять лет был отдан в научение грамоте «некоему христианину в Иерусалимскую слободу именем Василию».

Учился Иоанн там недолго, около года, может быть, учился бы и дольше, но произошла трагедия.

11 июня 1663 года в четверг на седьмой неделе по Пасхе, по традиции устраивался крестный ход из городских церквей на «убогий дом» – место для погребения городских жителей, не приписанных к приходам, а также для неопознанных бродяг и «всевозможных татей».

С раннего утра горожане готовились к праздничному шествию. Отец Чеполосов отправил младшего сына Иоанна в церковь к учителю, а сам с женой и старшим сыном Алексеем стал готовиться к выходу в город. Казалось, ничто не предвещало несчастья.

Наступил полдень, приблизилось время крестного хода, Иоанн со школы не возвращался. Подождав немного, родители отправили к учителю на поиски сына его друзей. Однако, те вскоре вернулись и рассказали, что по словам учителя Иоанн в школу не приходил. Чеполосов встревожился, но успокоился, решив, что сын его «по малолетству и неразумению» предпочел вместо учебы пройти с друзьями на «убогий дом» и там дожидаться крестного хода. Семья купца отправилась на празднество, надеясь по дороге встретить «ослушника».

Но, придя на место, выяснили, что никто там их сына не видел и о нем ничего не слышал. Всерьез обеспокоенные родители тотчас поспешили домой, еще надеясь, что сын их вернулся и ожидает там. Однако, дома его тоже не было.

Наступил вечер, отшумела праздничная городская жизнь, – Иоанн не появлялся. Опросили людей, – ничего определенного. Осмотрели окрестности у «убогого дома», даже обшарили баграми дно реки, все безрезультатно. Наконец, смирившись с потерей сына, оплакав его возможную смерть, родители прекратили дальнейшие поиски.

2 июля выдался яркий солнечный день. Местные пастухи, пасущие стадо за городской чертой, внезапно увидели над соседним болотом какое-то мерцающее свечение. Переборов робость, подойдя ближе, они разглядели в этом свечении контуры креста. Наклонившись над холмиком, пастухи заметили во мху человеческую ногу. Прибежав в город, они рассказали об увиденном его жителям.

К указанному месту отправились несколько людей. Раскопав холмик, обнаружили под слоем мха труп мальчика шести-семи лет, в котором признали исчезнувшего сына Никифора Чеполосова. Тотчас же об этом сообщили родителям. Купец вместе с женой стоял в храме, – «шла Божественная Литургия, пели Херувимскую песнь». Когда ему сообщили о страшной находке, он побледнел, пошатнулся, но устоял на ногах и сурово промолвил: «Погодите и не крушите мать его, дайте дослушать Божественную Литургию».

После службы родители поспешили к месту обнаружения их несчастного сына. Когда тело очистили от покрывавшего его мха, глазам столпившихся людей открылась жуткая картина: все тело мальчика было исколото ножом, «рубаха вся в крови, как сажа, лицо бело, как снег, сквозь главу в оба ушка по ножу насквозь пробиты, и концы ножей блестят, как серебреные». Готовя тело к отпеванию во храме, родители пытались вытащить ножики, торчавшие из головы ребенка, но, видя тщетность своих усилий, решили похоронить его так, как есть.

6 июля, пополудни, началась панихида. По христианскому обычаю к телу были допущены отдающие земное целование. Медленно движется траурная процессия, проходят родственники, их сменяют дворовые, среди них пользующиеся особым доверием хозяина. И тут происходит неожиданное! Как только один из его работников, приказчик Федор Рудак, склонился над покойным, «и только стал прощаться, то из ушков и изо рта и из носа (Иоанна) кровь пошла и только он (Федор) принялся за оные ножики, то как и выскочили сами, а кровь та лияша». Видевшие это оцепенели от ужаса, ибо это был знак изобличающий убийцу. Тут же приказчик был схвачен и приведен на допрос в «градское судилище».

Федор Рудак признался в совершенном им чудовищном злодеянии. Он рассказал, что мысль о мести хозяину, используя сына, возникла у него давно, он выжидал лишь удобного случая.

В тот день он встретил мальчика по дороге в школу и обманом завлек в свой дом. Придя домой, Рудак схватил Иоанна и без всяких объяснений бросил того в «коник» – лавка в виде длинного ларя с крышкой, в котором обычно хранили рухлядь. Сам тотчас же отправился на «убогий дом», наказав домашним приглядеть за мальчиком.

К вечеру, когда Чеполосовы обнаружили пропажу сына. Рудак вместе с ними занимался его поисками. Лишь к ночи он вернулся домой, отпер коник, вытащил мальчика и ласково спросил: «Не имеешь ли печали по отцу и матери и будешь ли меня отцом своим называти?» Иоанн же якобы ответил: «По родителям своим печаль имею и тебя нарещи отцом моим не смею» этот ответ, вызвал у приказчика приступ бешеной злобы. Он избил мальчика, вновь запер его в коник, пригрозив, что не даст ему ни хлеба, ни воды до тех пор, пока тот не признает в нем своего родителя.

По вечерам, приходя с работы, Рудак вынимал Иоанна из коника, задавал ему один и тот же вопрос, получал один и тот же ответ, вновь избивал и бросал на место. Так продолжалось несколько дней.

Мучимый голодом, томимый жаждой, мальчик отказывался называть приказчика отцом. Наконец, исчерпав весь запас своих угроз и пыток («по ночам вынимаше и блаженного бияше», «неции глаголют, яко зубку на каждую ночь блаженного израваше»), Рудак решил покончить с Иоанном.

Трагическая развязка наступила в ночь на 25 июня «на память преподобномученицы Февронии». Вечером, как обычно, приказчик вытащил мальчика из коника, посадил его на стол и стал колоть острым ножом, нанеся при этом 24 раны. Пьянея от вида текущей крови и уже не владея собой, Рудак последним 25 ударом ножа в висок прервал мучения Иоанна. Затем, пытаясь скрыть от людей следы своего преступления, приказчик отнес ночью тело мальчика за город и там, зарыл его и забросал мхом. Здесь позднее оно и было обнаружено пастухами.

Нетленное тело Иоанна нашли в болоте и погребли с великим торжеством. Совершилось небесное прославление мученика, который явил нам пример того, зло мира можно победить только любовью. Явившись матери во сне, Иоанн настаивал на прощении убийцы, обещая встречу на земле, – и мощи святого были обретены при строительстве храма во имя Иоанна Предтечи. От мощей происходили чудотворения. Приходящие с верой к мощам святого Иоанна по его молитвам получают здравие, избавляются от опасностей и бед.

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!

К списку икон монастыря

Церковные даты православного календаря

Подробнее...

Из слов преподобного Исидора Пелусиота

«…если кто хочет подать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великий…»

Из жизни

«Помогая другим, прежде всего, ты помогаешь себе...»

Похвала Богородице

Достойно есть, яко воистину блажити Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тебя величаем.

Псалом 16, стих 8

«Сохрани меня, Господи, как зеницу ока.»

Церковные новости
×

31.12.17
В четвертую годовщину терактов в Волгограде в храмах города были совершены панихиды по погибшим
31.12.17
Александр Щипков: Церковь говорит на своем языке, без либеральных штампов
31.12.17
В Москве прошел пастырский семинар «Человек впервые пришел к священнику: первая беседа, первая исповедь»

Все новости


Православие